Последние слова. Теодор Герцль.

среда, 9 апреля 2014 г.

Еврейское государство



 Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили меня в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.
 В июне 1895 г. я обратился за поддержкой к барону Морису де Гиршу. Однако встреча не принесла результатов. В те дни я начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…
Книга «Еврейское государство: опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. В своей книге подчёркнуто, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство. Я полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана было необходимо создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам. Вместе с Оскаром Мармореком и Максом Нордау я организовал Всемирный сионистский конгресс (26 по 29 августа 1897) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации». Принятая там Базельская программа была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Гамидом II) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя мои старания тогда не увенчались успехом, эта работа создала предпосылки для создания государства Израиль (в 1948 г.). В 1897 я опубликовал пьесу «Новое гетто» и создал в Вене «Die Welt» ежемесячник сионистского движения.
    В 1899 я создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Великобритания предложила мне как представителю Всемирной сионистской организации землю в Британской Восточной Африке (часть территории современной Кении под названием Уганда) для организации там еврейского государства (так называемый план Уганды). Я готов был принять данное предложение, но этому воспротивились другие активисты движения. Угандийские планы провалились из-за того, что большинство сионистов рассматривали как возможную территорию для еврейского государства только Палестину; кроме того, представители конгресса сочли предложенную британским министром колоний Джозефом Чемберленом территорию как непригодную для поселения.

 В 1900 опубликованы «Философские рассказы». В своём утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля» 1902), я создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь сформулирован эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине. Я не предвидел арабско-еврейских конфликтов и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине арабы будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив (то есть «весенний холм», название библейского поселения); название будущего города Тель-Авив было навеяно этим романом.

1 комментарий: